ВВЕДЕНИЕ
Цель:
Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ, (психоактивных веществ).
Задачи:
Повышение уровня профилактики употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди обучающихся;
Вовлечение обучающихся в работу по профилактике употребления ПАВ и распространение форм профилактики употребления ПАВ в социокультурной среде;
Снижение уровня девиантного поведения в подростковой среде;
Гипотеза:
Участниками данной программы являются учащиеся 1-11 классов, их родители, педагоги. С учащимися школы реализуются профилактические мероприятия. Программа позволит в результате объединения усилий педагогического и ученического коллективов, медиков, работников правоохранительных органов реально снизить численность школьников, подверженных табакокурению, употреблению ПАВ.
Формы исследования: внеклассная работа.
Методы исследования:
Статистические данные СМИ, видеоматериалов, материалов архива и Интернета;
Внеклассная работа с учащимися: классное самоуправление, проведение месячников по ЗОЖ и правовой культуре, конкурсов, бесед;
работа с родителями: лекторий для родителей, консультации, общешкольные и классные родительские собрания, посещение на дому "трудных детей", совместные рейды с родителями в общественные места в вечернее время.
Актуальность.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.
По статистике, в России от 3 до 8 млн.человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них в возрасте до 30 лет. Средний возраст потребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.
Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.
Современная школа, осуществляя социальную защиту, должна дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях и социальных нормах.
Отсюда и вытекает актуальность разработки Программы на современном этапе образования и воспитания школы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание системы работы.
1.Принципы реализации программы.
Реализация программы включает в себя следующие принципы:
- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;
- включения в решение задач программы учащихся 1-9 классов, их родителей, педагогов, специалистов.
2.Мероприятия по реализации программы.
Деятельность по реализации программы предполагает:
- раннее выявление курения, употребление алкогольных напитков и причин, побудивших к этому;
- создание в школе единого банка данных о трудных семьях, несовершеннолетних «группы риска» состоящих на внутришкольном учете, в КДН и ПДН;
- проведение мероприятий и общественных акций по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних;
- усиление информационно - методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;
- создание новых и поддержка существующих кружков, секций;
- организация летнего отдыха и оздоровление детей школы.
3.Основные направления деятельности и формы работы.
1.Диагностика всех участников программы:
- проведение социологических исследований по вредным привычкам у школьников;
- изучение уровня воспитанности учащихся;
- систематические педагогические наблюдения за учащимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной зависимости.
2. Организация взаимодействия между школой и субъектами профилактики, родителями, библиотеками, общественными организациями, учреждениями здравоохранения.
3. Работа с учащимися школы:
- пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных привычек на растущий организм;
- проведение тематических классных часов; посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДОМ (1 декабря), Международному дню отказа от курения (третий четверг ноября), Всемирному Дню без табака (31 мая), Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Всемирному дню здоровья (7 апреля). Проведение дней профилактики курения, алкоголизма, наркомании среди учащихся;
- лекции, беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов;
- выступления по школьному радио направленные на профилактику употребления ПАВ;
- конкурсы рисунков, плакатов, акции и проведение тренингов среди «трудных» подростков;
- проведение заседаний Совета профилактики.
4. Социально-педагогическое и медика - психологическое сопровождение:
- своевременное выявление проблем у учащихся, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи;
- организация консультаций в школе по работе с проблемными детьми, их родителями и педагогами;
- организация профилактических бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма, токсикомании и правонарушений.
5. Работа с родителями:
- проведение классных и общешкольных родительских собраний;
-выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки;
- индивидуальные консультации и тематические встречи с родителями «трудных» подростков;
- родительский патруль, общешкольные педагогические рейды;
- приглашение родителей на заседания Совета профилактики;
- публикация в местной газете.
Планируемый результат.
Программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии, через комплекс социальных, образовательных, профилактических и медико-психологических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта.
Педагогам, психологу, социальным педагогам совместно с родителями подростков создать в школе и микрорайоне психотерапевтическую атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками.
В рамках данной программы планируется получить следующий результат:
- все участники проекта получают необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, познакомиться с медицинскими учреждениями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты подростков от наркомании).
- данный проект даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков, ВИЧ-инфекции;
- подростки смогут, получить квалифицированную помощь, и будут знать, куда обратиться за помощью.
Управление программой.
Управляет реализацией программы Совет профилактики. В состав рабочей группы входят: директор школы, тренера – преподаватели, медицинский работник, представитель ученического совета.
Участники программы: Тренера – преподаватели, родители, представители общественности.
РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПРОГРАММЕ:
№
|
Ф.И.О. специалиста
|
Место работы, должность
|
Стаж работы по специальности
|
1.
|
Егоров Б.П.
|
Директор школы,
Тренер-преподаватель по вольной борьбе
|
36 лет
|
2.
|
Абрамов Н.Ф.
|
Зам. директора по УВР
|
14 лет
|
3.
|
Овчинников П.И.
|
Мед.фельдшер
|
20 лет
|
4.
|
Павлов К.С.
|
Ст. тренер-преподаватель по вольной борьбе
|
17 лет
|
5.
|
Парников Артур
|
Представитель ученического совета
|
ученик 10 класса
|
План мероприятий,
направленный на профилактику употребления ПАВ.
№
|
Мероприятия
|
Ответственные
|
Сроки выполнения
|
1
|
Выявление учащихся, злоупотребляющие табакокурением и создание банка данных
|
Тренера-преподаватели
|
сентябрь
|
2
|
Жесткий контроль за учащимися, злоупотребляющие табакокурением. Составление актов
|
Тренера-преподаватели, родительский комитет
|
сентябрь
|
3
|
Организация занятости детей «группы риска» досуговой деятельность
|
Тренера-преподаватели.
|
Сентябрь
|
4
|
Ходатайства в КДН на уч-ся злоупотребляющими табакокурением
|
админ. школы
|
октябрь
|
5
|
Мероприятия по профилактике ПАВ в рамках акции "Мы за ЗОЖ"
|
админ.школы, тренера-преподаватели
|
ноябрь
|
6
|
Беседа с воспитанниками посвященный Международному дню отказа от курения: «Безвредного табака не бывает»
|
Мед. работник, тренера-преподаватели
|
Ноябрь (третий четверг)
|
7
|
День борьбы со СПИДом: « Умей сказать нет!»
|
Мед. работник, тренера-преподаватели
|
1 декабрь
|
8
|
Месячник правовых знаний
(по отдельному плану)
|
админ. школы, тренера-преподаватели
|
январь-февраль
|
9
|
Рейды тренеров-преподавателей совместно с членами РК
|
администрация школы
|
март
|
10
|
Проведение тренингов «Наркотики или ЗОЖ»
|
мед работник, тренера-преподаватели
|
март
|
11
|
Всемирный день здоровья. Веселые старты в рамках акции « Спорт против наркотиков»
|
тренера-преподаватели
|
7 апреля
|
10
|
« Я умею выбирать»-тренинг безопасного поведения с привлечением волонтеров.
|
тренера-преподаватели
|
апрель
|
13
|
Цикл классных часов по профилактике употребления ПАВ (к Всемирному дню без табака)
|
тренера-преподаватели
|
май
|
14
|
Просмотр в/ф «Лекция проф. Жданова о вреде алкоголя, курения и наркомании»
|
тренера-преподаватели
|
май
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность по реализации программы предполагает:
- проверка эффективности программы на предмет заявленных целей;
- раннее выявление курения, употребление алкогольных напитков, ПАВ и причин побудивших к этому;
- создание в школе единого банка данных о семьях и несовершеннолетних «группы риска», состоящих на внутришкольном учете, КДН, ПДН;
- проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, проведение общешкольных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся, по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;
- усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;
- вовлечение подростков в кружки, секции;
- организация летнего отдыха и оздоровления детей школы.
Сроки реализации программы: 2014-2016 г.
В перспективе:
- участники проекта получат необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- данный проект даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркомании, ВИЧ – инфекции;
- разработать памятку на тему: алкоголизма, табакокурения и наркомании "Если тебе это грозит ...;
- размещение статей о работе проекта в школьном сайте и на родительских собраниях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Анисимов Л. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. М.: Юридическая литература. 1988 г.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога.- М., Издательство центр «Академия», 2001.- 160 с.
Гайнер М.Л. Старшеклассники о праве.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-72 с.
Краковский К., Романенко Н. Паспорт молодого гражданина. Издательство «Дизайн –Арт», Ростов., 1996.-97 с.
Осипова Е.Ю. Информационно-методический вестник. Практическая психология образования Чувашии. Чебоксары., 2006 г.
Смирнов В. Наркомания-знак беды. М.: Знание. 2000 г.
|